«Фотоглаз».
Этот приём использую с периода обучения грамоты, постоянно усложняя его:
- за короткое время ученик должен воспринять букву, слово, несколько слов, предложение;
- за отведённое время ученик должен «сфотографировать» столбик слов, а затем выделить «нужное» слово (чтение пирамидами),при этом названное слово в данном наборе может и отсутствовать.
Дети любят этот вид работы, для них это игра, а результаты интересные. Учащиеся, медленно читающие слова в тексте, быстро их «фотографируют» и произносят. Этот приём совершенствует устойчивость внимания, оперативную память, развивает поле чтения зрительного восприятия слов.
Скочкообразное чтение «Кенгуру».
Под счёт 1, 2, 3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строки. Читаем таким образом абзац. Что запомнили? Чтение вслух. Такое упражнение используется для расширения зоны восприятия на начальном этапе, затем тренируем учащихся на счёт 1, 2,фиксируя взгляд на начале и конце строки.
«Считаем слова».
При чтениии текста дети на максимальной скорости считают слова и одновременно ищут ответы на вопросы. В 1 классе вопросов должно быть не более 3-х, во 2-ом – не более 4-х, в 3- 4-м – не более 5-ти.
Цель этого упражнения – загрузить слуховой аппарат учащихся посторонней работой – счётом слов. Школьники лишены возможности вокализировать текст про себя, т.е, приучаются читать только глазами.
«Считаем строчки».
Это упражнение аналогично первому, но отличается следующими моментами: вертикальное движение глаз по странице; просматривание каждой строки 1 сек.
Данное упражнение расширяет зону восприятия при чтениии путём формирования навыка одномоментного восприятия строчек текста, т.е. без движения взгляда вдоль строки слева направо.
Вертикально – слаломное чтение «Слалом».
В течение 20 сек., перемещая взгляд вертикально (слаломно), пытаемся найти существенную информацию.