Как ни странно это прозвучит для людей старше тридцати, но сегодняшние дети
часто не хотят учиться по очень простой причине: они совершенно не знают, для
чего это нужно. Есть такой очень хороший детский анекдот. Приходит мальчик к
маме и говорит:
- Мама, скажи: "фунь".
- Зачем это? - чувствуя какой-то подвох, подозрительно спрашивает мать.
- Ну ты просто скажи: "фунь".
- А что хоть это значит?
- Да ты не спрашивай ничего, ты просто скажи: "фунь!"
- Да не буду я всякие глупости говорить!
- Не будешь? Вот и не заставляй тогда меня английский язык учить!
Наши дети не такие, какими были мы. Это банальная истина, но в быту она часто
забывается. Наши дети больше отличаются от нас, чем мы отличались от своих
родителей. Они живут в другой стране, при другом общественном строе. Аргументы,
которые как-то затрагивали нас, до них часто попросту не доходят. Пятнадцать -
двадцать лет назад туманное понятие какого-то "долга" (не то перед
страной, не то перед будущими поколениями, не то вообще непонятно перед кем)
было тем не менее вполне действенной реальностью. Отец говорил сыну:
- Подумаешь, учиться он не хочет. Должен и все! Вот я, думаешь, хочу каждый
день в полшестого вставать и на завод идти?! Однако иду. Потому что должен. А
ты должен - учиться.
И за этим парадоксальным в общем-то утверждением и для отца, и для сына стояла
какая-то реальность. Сын, наблюдая жизнь отца и окружающих его людей, смутно
понимал, о чем идет речь и, по крайней мере, не отбрасывал объяснения отца, что
называется, "с порога".
Для сегодняшних детей объявление о том, что они должны учиться, - пустой звук.
Довольно сомнительны и заявления о том, что, только учась, можно хорошо
устроиться в жизни. Наши дети вовсе не глупы и каждый день видят людей, которые
если и учились чему-нибудь хорошо, то явно делали это отнюдь не в школе. И тем
не менее эти люди прекрасно (зачастую гораздо лучше, чем ратующие за
образование родители) "устроены" в жизни. К тому же дети, особенно
младше 14 лет, в большинстве своем не очень способны к прогностическому
мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ними через пять-шесть лет, да
еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки - непосильный труд для их
разума.
Так что же делать?Единственный
выход - каждый день, при каждом удобном случаепоказывать детям, что знания,
образование делают жизнь человека интересней, наполненней, расширяют границы
доступного ему мира.Доступного не в плане - "взять и съесть", а в
плане - "понять". И это понимание (и в конечном счете - управление)
может доставлять не меньшее, а зачастую и большее удовлетворение, чем прямое
обладание. Объяснять нужно на доступных ребенку примерах. Сейчас немногие дети
хотят стать космонавтами, но многие мечтают о бизнесе. Большинство из них
абсолютно не представляют себе, что это такое. Объясните им. Сумейте доказать,
что бизнес - это в первую очередь правильное понимание ситуации и поступков
людей, а во вторую - управление всем этим в интересах дела. Сообщите им о том,
что существует специальная наука, занимающаяся всем этим, и к тому времени,
когда они вырастут, никакой бизнес без применения этой науки будет попросту
невозможен, как невозможно полететь в космос, не используя достижений
математики и физики.
Другая причина, по которой часто не учатся вполне способные и даже одаренные
дети, - этоотсутствие
интереса к учебе.Им попросту
неинтересно, и никакие ваши убеждения и угрозы здесь не помогут. Единственный
выход в этом случае (если ребенок действительно одарен) подыскать школу или
программу, вполне адекватную возможностям ребенка. Вернется интерес к учебе -
вернется и успеваемость.
Иногда успеваемость детей страдает из-законфликтов
в школе. В средних классах (5-8) это встречается особенно часто. Ребенок
претендует на роль лидера, но не имеет сил или способностей вести за собой
других. Ребенок попал между двумя "группировками", не может
определить свою позицию, конфликтует с обеими сторонами и, естественно, все
время оказывается в проигрыше. В класс, где отношения уже сложились, пришел
новый, не слишком общительный ученик. Друзей у него нет, во время перемен он
один стоит у стенки, не решаясь принять участие в шумных играх одноклассников,
не отвечает на неуклюжие "подначки", попытки вовлечь его в общение.
Постепенно такой ребенок становится козлом отпущения и, как следствие этого, не
может хорошо учиться, не хочет идти в школу.
Эти и многие другие ситуации объединяет одно - неумение ребенка наладить
адекватные взаимоотношения со сверстниками, нарушение его социального
функционирования. Нарушение успеваемости здесь вторично, происходит от того,
что ребенок живет в постоянном напряжении и постепенно невротизируется. В этом
случае необходимо проанализировать причины конфликтов ребенка с
одноклассниками, и обратиться к специалисту за индивидуальной или групповой
психотерапией. Как и в других случаях, здесь необходимо отыскать ресурс, на
который можно опереться при восстановлении нарушенных коммуникаций (например,
ребенок прекрасно общается со сверстниками на даче), и оказать ребенку
всемерную поддержку в семье. Нарушенные взаимоотношения в школе - это всегда
преимущественно беда, а не вина ребенка. Поэтому родителям нужно главным
образом думать о том, как ему помочь, а не о том, в чем можно обвинить его
самого.
Иногда причиной учебы ниже возможностей или даже неуспеваемости являетсянесформированность
познавательных интересовребенка.
Такие дети, как правило, растут в неполных или социально неблагополучных
семьях, с самых ранних лет предоставлены сами себе. Способности такого ребенка
могут быть достаточно высоки, но область его интересов очень узка, лежит в
пределах двора или квартала, где он общается с такими же, как он, "детьми
улицы", разумеется, ничем не обогащаясь от них и ничем не обогащая их,
кроме навыков практического выживания. Иногда такие дети производят очень
приятное впечатление своей самостоятельностью и смышленостью, но будущее их,
как правило, рисуется отнюдь не в радужных красках. Несмотря на вполне
удовлетворительные способности в начальной школе они, как правило, числятся в
"отстающих".
В средней школе им может повезти. Это произойдет в том случае, если на их пути
встретится талантливый педагог, который сумеет передать такому ребенку свою
любовь и свой интерес к какому-либо предмету, пробудив тем самым
"дремлющие" возможности детского мозга. Совершенно необязательно, что
жизнь ребенка впоследствии будет связана с химией или ботаникой, но мозг уже начал
работать, и начался процесс формирования познавательных интересов, пищу для
которого можно отыскать практически везде. Все мы слышали, а больше читали о
таких случаях. К сожалению, в жизни они встречаются крайне редко. Автору
посчастливилось наблюдать всего два таких эпизода.
Вредные советы. Что нужно
делать, чтобы воспитать в ребенке
ненависть к школе и отвращение к знаниям?
Итак, что же нужно делать, чтобы уверенно и наверняка воспитать у ребенка
стойкую ненависть к школе и не менее стойкое отвращение к процессу получения
знаний?
Вредный совет №1. Чаще говорите ребенку о том, что он должен учиться в
любом случае, несмотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает.
Постоянно приводите примеры людей, которые всю свою школьную жизнь ненавидели
школу, а потом добились больших успехов благодаря полученным там знаниям.
Вредный совет №2.Выберите
какого-нибудь ребенка, сверстника вашего сына (или дочери), который учится
лучше, и к которому ваш ребенок уже испытывает стойкую антипатию (это может
быть сосед, одноклассник или дочь вашей подруги). Регулярно и подробно
рассказывайте вашему ребенку об успехах этого персонажа, о том, как она (он)
прекрасно учится, занимается в художественной (музыкальной, математической,
астрономической или кулинарной) школе, помогает матери по дому, уважает
старших, играет с маленьким братишкой и т. д. и т. п. В ответ на попытки вашего
ребенка заставить вас замолчать уверенно произносите какую-нибудь емкую,
ехидную фразу, типа: "Вот! Правда-то глаза колет!"
Вредный совет №3.Чаще
говорите ребенку о его недостатках, по возможности реже упоминая о
достоинствах. Не ограничивайтесь общими определениями типа "лентяй",
"негодяй", "безмозглый", "безрукий". Если у
ребенка плохая память, недостаточно развито внимание или плохо с абстрактным
мышлением, не забудьте об этом упомянуть. Необходимо также почаще говорить
ребенку о том, что все эти качества останутся с ним навсегда, так как он
"абсолютно не работает над собой", "ленится оторвать зад от
дивана" и т. д.
Вредный совет №4.Обязательно
скажите ребенку о том, что с таким, как он (глупым, малообразованным,
нечитающим, физически слабым, трусливым и т. д. - см. Совет третий), никто
никогда не будет дружить. Если ребенок возразит вам в том духе, что с ним уже
дружат Катя и Вася, презрительно поднимите брови и патетически воскликните:
"Разве это дружба?! Вот в наше время..." Договаривать фразу не надо,
чтобы идеальную картину дружбы в "ваше время" ребенок мог достроить
сам. Хотя обязательно надо упомянуть о том, что в ваше время заболевшим
одноклассникам всегда приносили на дом уроки (у теперешних детей это почему-то
не принято). Пусть ребенок, которому приходится узнавать уроки по телефону,
осознает неполноценность собственных отношений с одноклассниками.
Вредный совет №5.Очень
хорошо в присутствии ребенка поругать его учителей и школу в целом. Можно
организовать это как рассказ подруге по телефону, или как беседу с соседкой,
или просто громко поделиться наболевшим с мужем, пока последний ужинает, читает
газету или смотрит телевизор. Только для вас самые удачные аргументы из моей
коллекции: "Думает только о себе, а на детей ей наплевать", "Все
только за деньги, как бы ребенок не старался, но если родители не
спонсоры...", "В наше время детей учили, а теперь просто время
отбывают", "Если уж она кого невзлюбила, то он хоть головой об стенку
бейся... все равно ничего не докажешь", "Самая плохая школа в районе
- все так говорят. Кроме как в ПТУ, из нее пути никуда нет. Кроме тех, конечно,
кто в криминал уходит и в школы для умственно отсталых...", "Говорили,
говорили про экспериментальную программу, а наделе очередной "пшик"
получился. Ни тебе основного образования, ни тебе дополнительного...",
"Престижная гимназия, престижная гимназия... Перегружают детей да щеки
дуют, вот и вся престижность. А дети все сплошь бледные, больные да нервные. Да
еще и выясняют с первого класса, у кого папа на "жигулях , а у кого - на
"мерседесе"". Я думаю, что на основе этих заготовок вы вполне
сможете сформулировать достаточное количество оригинальных суждений, наиболее адекватных
учебному заведению вашего ребенка и педагогам, которые его обучают.
Вредный совет №6. Часто и со вкусом рассказывайте ребенку, какая ужасная
судьба его ждет, если он не будет хорошо учиться. Обязательно упоминайте о
криминальных "шестерках", проститутках, алкоголиках, продавцах с
лотков и "дубоголовых" охранниках. Попробуйте рассказать ему о том,
что Борис Ельцин, Борис Немцов и Борис Березовский хорошо учились в школе. Чаще
приводите в пример родителей, то есть себя. Если вы преуспели в жизни, то это
только потому, что десять лет смотрели в рот учительнице. Если же вы или ваш
супруг (супруга) считаете себя неудачниками, то поясните ребенку, что, учись вы
в школе чуть получше, - давно бы уже стали космонавтами или банкирами (в
зависимости от ваших пристрастий и идеалов). А можно (для гармонии) так: папа -
космонавтом, а мама - банкиром. Честное слово, ваш ребенок получит истинное
удовольствие.