- Представляете, он в три года сам, по кубикам выучил все
буквы. Знал все цвета. Стихи мог читать час подряд без остановки. Все знакомые
удивлялись. Один раз ему прочтешь - он уже половину запомнит. И книжки любимые
так "читал". Если я пыталась где-то сократить, он тут же говорил:
"Нет, не так!" - и поправлял как надо. Я иногда даже удивлялась,
зачем ему вообще надо, чтобы я их читала, если он все наизусть знает.
Когда пошли в школу поступать, нас все предупреждали: чтобы в эту школу поступить,
нужен блат или деньги. А мы пришли просто так, на тестирование. Я его готовила,
конечно, и в группу по подготовке к школе он ходил. Но это, я вам честно скажу,
так себе была группа. Все, что там проходили, он и так знал. Он там на занятиях
скучал, а преподавательница говорила: "Да, Валера все знает, но я же не
могу его одного все время спрашивать". Он туда ходил, только чтобы с
ребятами поиграть... Так вот, пришли мы на тестирование. Письменный тур он
прошел на ура и на устном такие же сложные вопросы были, но учительница,
которая принимала, только головой качала: "Какой способный ребенок! Какой
развитый!"
- Вы пришли ко мне, чтобы узнать, как лучше развивать одаренного ребенка? - Я
решилась вмешаться в монолог, потому что ситуация была для меня не слишком
ясной. К чему прислушиваться? На чем останавливать внимание? - Но в вашей
сильной школе наверняка есть психолог. Он сможет дать вам более
квалифицированную, педагогически ориентированную консультацию. Или есть что-то
еще? У Валеры появились проблемы со здоровьем?
- Тьфу! Тьфу! Тьфу! - Мама истово постучала костяшками пальцев по ручке кресла.
- Со здоровьем у нас
все в порядке.
- Тогда что же привело вас ко мне?
- Он не хочет учиться! Представляете?! С его-то способностями! Учительница
сказала: "Либо ваш Валера
берется за ум, либо ищите другую школу".
- Но, может быть, вы преувеличиваете способности сына, и ему действительно
трудно учиться по этой, наверняка усложненной и усиленной, программе.
Вундеркинды-дошкольники далеко не всегда превращаются
в хороших учеников...
- Да нет, доктор, вы мне поверьте! Он же в первых двух классах вообще
отличником был. И учиться ему совсем не трудно! Если бы он хоть как-то работал,
то ему эта программа - тьфу! И он же во всем так! В прошлом году пошли в
музыкальную школу. Поступили по конкурсу, опять же без всякого блата. Вроде бы
сам захотел. Первые три месяца учительница нахвалиться не могла. А еще через
полгода все бросил. Не пойду - и все. Понимаете, у меня такое ощущение, что он
не развивается, а деградирует. Раньше много читал, теперь почти не читает
совсем. Целыми днями может смотреть телевизор или на компьютере играть. А ведь
были еще каратэ, волейбол, даже бальные танцы... Все бросил.
- Но почему? Чем сам Валера объясняет свой отказ?
- Да ничем не объясняет! Надоело и все! Мы уж с отцом изошли на всякие там
объяснения и поучения - ничего не помогает.
- Вероятно, мне нужно встретиться с самим Валерой. В каком он сейчас классе?
- Заканчивает шестой.
Валера оказался миловидным, контактным мальчиком, с тонкими чертами лица и
изящными движениями. Он охотно рассказывал о школе и о семье, легко, почти
незаметно подшучивая и над собой, и над окружающими его людьми. О каждом он
говорил что-то хорошее, что-то смешное и обязательно упоминал что-то из
недостатков. Например, о классной руководительнице он рассказал, что она
заслуженный учитель, ведет очень интересный факультатив для старшеклассников,
совершенно не выносит, когда ей возражают, и на уроках все время повторяет:
"Надо думать головой", - как будто люди могут думать еще каким-нибудь
местом.
Когда я спросила Валеру, чем он объясняет ту ситуацию, которая сложилась у него
в школе, мальчик кокетливо засмеялся и сказал:
- Такой уж я есть. "Способный, но ленивый" - так наша учительница
говорит.
- А ты-то сам что думаешь по этому поводу?
- Не зна-аю.
- Но ведь тебе придется поменять школу, расстаться с друзьями...
- Не зна-аю, может быть, как-нибудь обойдется... Я подтянусь...
- А кружки, в которых ты начинал заниматься и бросал? Что это?
- Ну, мне сначала было везде интересно, а потом на каждом занятии - одно и то
же, одно и то же. Скучно!
- А что интересно?
- Ну, интересно гулять, - оживляется Валера. - Боевики по телику интересно
смотреть. На компьютере играть. Еще интересно куда-нибудь ездить,
путешествовать. Я экскурсии люблю. У нас в школе они часто бывают. В музеи
ходить. Энциклопедии бывают очень интересные. И еще много всего!
Парадоксальная вроде бы ситуация. Мальчик явно одаренный от природы. Вполне
приличные условия в семье и условия обучения (это подтверждает и мама, и сам
Валера). Ему интересно "много всего". И у него же не складывается
учеба в школе и не формируются устойчивые познавательные интересы. Почему?