Простые задачи — это задачи в одно действие. Их обязательно нужно отработать, чтобы решение ученик мог находить сразу. Потому что, подобно матрёшкам, задачи в два и более действий (их называют составными) состоят именно из таких простых задач. И если ученик не научился решать простые задачи, то решение составных однозначно будет вызывать у такого ученика серьёзные трудности.
Итак, как решать составные задачи?
Во-первых, не нужно пренебрегать краткой записью.
Даже если учитель не требует ее, на черновике крайне желательно записать все данные из задачи.
Сложность в решении задач часто вызывает то, что первоклассник, да и второклассник тоже, не умеет вычленять из литературной формы изложения задачи то главное, с чем нужно работать в поиске решения. То есть нужно научить ребенка убирать всю «лирику», оставляя только математические данные из условия.
Разумеется, краткую запись на черновике вы можете делать так, как это удобно ученику, и это не всегда соответствует тем требованиям, какие выдвигает школа к оформлению краткой записи задачи.
например:
В парке посадили 4 ряда деревьев, по 12 штук в ряду. Из них 16 деревьев — хвойные, остальные — лиственные. Сколько лиственных деревьев посадили в школе?
1. читаем задачу, представляем в целом о чём пойдёт речь.
2. теперь читаем, пока не дойдем до первого числа: …4 ряда деревьев (1)
3. так же вычленяем все известное: …12 в ряду (2) …16 хвойных (3)
4. вопрос задачи — лиственные деревья: ставим «?» (4)
.
Получилась картинка, где все наглядно видно: что дано, что нужно найти.
. краткую запись можно записать и графически,
. на скриншоте два варианта записи (мне все же
. графика нравится больше — она нагляднее)
Во-вторых, нужно составить путь решения, разложить по ступенькам те действия, которые нужно будет сделать.
Для этого начинаем «разматывать» задачу от вопроса:
» Сколько лиственных деревьев?
для этого нужно знать:
- сколько хвойных деревьев (известно: 16)
- сколько всего деревьев (не известно)
» Сколько всего деревьев?
ответить не сложно:
- 4 ряда по 12
Теперь осталось только записать наши действия по порядку:
1) 4 х 12 = 48 (д.) — узнали, сколько всего деревьев
2) 48 — 16 = 32 (л.) - узнали, сколько листв. деревьев
Задача решена, не забываем записывать ответ.
На первый взгляд всё это очень сложно. Но я специально расписала все пошагово. Помните: математика — не литература, ее обязательно нужно решать с карандашом в руке. При этом картины писать не нужно, все должно быть схематично и максимально наглядно.